
Как быстро запомнить сложный материал по биологии?
Сразу напрашивается ответ – «вызубрить» да и все! И вроде бы можно так и сделать, но все, кто хоть раз в своей жизни что-то «зубрил» согласятся с тем, что этот способ совсем не назовешь быстрым, да и заученный наизусть материал «вылетает» из головы, как только перестаешь повторять его с определенной периодичностью.
При изучении биологии можно столкнуться с тем, что материала для подготовки к экзамену очень много (и зоология, и ботаника, и анатомия, и общая биология – с ума сойти!), а времени на непродуктивное заучивание нет. Поэтому мы постараемся разобраться, как учить эффективно и запоминать если уж не на всю жизнь, то хотя бы до экзамена.
Для начала немного теории. Наш мозг – это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами «Что такое память и какая у нее природа?» люди интересовались с глубокой древности, а сегодня существует много научных институтов, в которых активно изучаются еще неразгаданные тайны нашего головного мозга. На данный момент многое о мозге и процессах запоминания уже известно, например, то, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренне поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти. Здесь же находится гипоталамус — важная структура для формирования памяти.
А вот теперь самое интересное! Для того, чтобы запомнить много и быстро, можно использовать опреденные способы запоминания, они называются приемами мнемотехники, и ими активно пользуются люди, чья сфера деятельности связана с большими объемами информации.
1) Начнем с простого приема — составление смысловой фразы. Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.
Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.
Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.
Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.
Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов – 10 пар черепных нервов!
Онегин — Обонятельный
Знает — Зрительный
Где — Глазодвигательный
Была — Блоковый
Татьяна — Тройничный
Он — Отводящий глаз
Летит — Лицевой
Стрелой — Слуховой
Язык — Языкоглоточный
Болтается — Блуждающий
До — Добавочный
Пят — Подъязычный
Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой еще со школы, думаю и вам пригодится:
Пепсин ПЕПпи
Химозин Хитрая
Желатиназа ЖЕЛтая
Лизоцим Лиса
2) Прием составление слова тоже достаточной простой в применении, например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!
3) Следующий прием немного сложнее, но и применять его очень интересно! Прием рифмизации. На этот раз будем запоминать ткани животных: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Составим стих по первым буквам: Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!
4) Прием образование смысловых фраз поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу:
“БОЛЬШОЙ ЛЕВ ЖЕЛАЕТ ПРАВИТЬ ПРИДВОРНЫМИ”
А в малом(легочном) круге кровообращения с правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ ЖЕЛАЕТ ЛЮБВИ ПРИДВОРНЫМ».
Нашему мозгу гораздо легче запомнить ассоциации и забавные рифмы, чем груду сложного материала, поэтому чем оригинальнее и смешнее будут ваши ассоциации, тем быстрее запомнятся даже самые сложные темы! Биологи, кстати, очень оригинальные люди, и даже цикл Кребса они запоминают в форме стиха про щуку, так что мнемотехника – это еще и творческий подход к предмету! Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто — на сообразительность», поэтому давайте учиться запоминать, а не «зубрить», и будет вам счастье по всем предметам!;)
Успехов в приобретении новых знаний, интересной учебы и высоких баллов на экзаменах!
Мария Зайцева, преподаватель биологии. Центр Развитие