#

Учителя и ЕГЭ

Школьные учителя и Гос.Экзамены

ОГЭ и ЕГЭ звучит в ушах детей, учителей и родителей как страшное заклинание, вызывающее у одних страх, у других неодобрение, а у третьих тревогу и, зачастую, непонимание. Родители и дети часто консультируются с учителями в школе о лучшем способе подготовки и успеха при сдаче предмета. В этой статье мы расскажем, как именно учителя взаимодействуют с этой системой проверки знаний, что о ней думают и могут ли реально помочь ребёнку.

2016 – юбилей ЕГЭ, теперь и учителя сдают

В этом году системе ЕГЭ в нашей стране исполнилось 15 лет. 16 февраля 2001 года правительство РФ издало постановление №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена». В течение следующих восьми лет система испытывалась в разных регионах страны, затем, в 2009 году, была признана обязательной для всех школьников.
Также в этом году у московских учителей появилась возможность пройти тестирование по своему предмету или сдать ЕГЭ в той же форме, в какой его сдают старшеклассники. И хотя в настоящее время решение об участии в экзаменах принимают сами педагоги исключительно добровольно, пробные испытания уже прошли более 2 000 учителей только в Москве.
Процедура добровольного ЕГЭ для педагогов так же строга, как и для школьников. Учителей проверяют металлоискателем, мобильные телефоны остаются за стенами пункта сдачи единого госэкзамена, в аудиториях ведется видеонаблюдение. Естественно, никаких шпаргалок: строго запрещены любые записи как на бумаге, так и на электронных носителях. Вся работа занимает столько же времени, сколько дается выпускникам на итоговом госэкзамене. Выполненные учителями экзаменационные задания проверяет независимая предметная комиссия, после чего взрослые участники ЕГЭ лично получают свои результаты. На сегодняшний день московские педагоги имеют возможность сдать экзамен по всем школьным дисциплинам, входящим в перечень ЕГЭ.

Мнения учителей о подготовке в школе

Андрей Федотов, преподаватель словесности в лицее НИУ ВШЭ (Москва)

«Тест ЕГЭ по литературе мне лично не нравится, хотя его не следует демонизировать. Вопросы для так называемого развернутого ответа и темы сочинений обычно бывают вполне осмысленными. Конечно, формат ЕГЭ подразумевает чрезвычайно жесткую структуру ответов, но, во-первых, и ее-то далеко не у всех получается освоить, а во-вторых, экзамен, к сожалению, в принципе не отвечает на вопрос, умный перед вами школьник или глупый, талантливый или нет. Экзамен — это такая игра, и в ней успех во многом зависит от знания правил. С этой точки зрения ЕГЭ не лучше и не хуже других экзаменов. Вот тестовая часть ЕГЭ по литературе — штука совершенно бессмысленная. Мы с учениками тренируемся отвечать на вопросы этого теста не заглядывая в текст, предложенный к анализу. Уверяю вас, что для большинства вопросов он просто не нужен. Не вполне понятно, что именно мы в таком случае хотим узнать об ученике, что мы проверяем.

Боюсь, что приходится весь разговор о литературе сразу делить на две рубрики — «по существу» и «для ЕГЭ».

Умному школьнику это, как правило, под силу. Тест ЕГЭ вполне может быть поводом для нормального разговора о литературе. Вот вас спрашивают: как называются фамилии героев, имеющие в себе скрытый смысл, типа Раскольникова или Молчалина? «Правильный» ответ — «говорящие». Зачем нужен такой вопрос, я не понимаю: если вас в ЕГЭ по литературе вообще спрашивают что-то о фамилиях, то единственный возможный ответ — «говорящие». Другое дело, что этот вопрос позволяет поговорить и об интересном тоже, обсудить, как можно классифицировать фамилии героев в русской литературе, например. Ясно же даже троечнику, что фамилии Раскольникова и Молчалина «говорят» совершенно по-разному. В таком подходе, конечно, есть что-то шизофреническое, но другого выхода я не вижу.»

Елена Шевель, учитель математики в лицее №1 им. А.С. Пушкина (Брянск)

«Рабочая программа учителя математики предусматривает использование учебников, составленных в соответствии с требованием образовательного стандарта. В этих условиях подготовка к экзамену идет синхронно с изучением нового материала: повторение ранее изученного, систематизация знаний и умений совершенно не исключают решения на уроках и в рамках дополнительных курсов нестандартных задач. Я не вижу никаких противоречий между подготовкой к экзамену по математике и развитием специфических творческих способностей. У ребенка есть возможность проявить себя и в рамках факультативных курсов, и при подготовке к олимпиадам (их только в утвержденном списке 71, а еще 1 тыс. — в интернет-пространстве), и в различных школьных мероприятиях.

Елена Шевель, учитель математики в лицее №1 им. А.С. Пушкина (Брянск)

Да все на экзамене бывает! Не каждый одаренный всему научен или всему научился. Хотя должен был. И не каждый психологически стоек. Стоит отметить, что задания по математике не позволяют расслабляться. Даже в основной части встречаются «заковырки», требующие от ребенка точного знания теории и сосредоточенности. А разве эти качества мешают таланту? Может ли ежедневное проигрывание гамм не позволить выступить на конкурсе Чайковского?
Из отрицательного: несмотря на все ухищрения, до сих пор все еще случается утечка материалов ЕГЭ и нарушения во время экзаменов.»

Может ли учитель стать помехой при сдаче экзамена?

Ответ на этот вопрос – конечно да! И, к сожалению, это случается довольно часто. Причины бывают разными, начиная с некомпетентности самого педагога, и заканчивая просто-напросто испорченными отношениями с учеником (а бывает, и со всем классом!).
Чтобы с вами такого точно не произошло, центр «Развитие» предлагает вам совершенно бесплатное тестирование, на котором педагоги, выпускники МГУ, дающие гарантию сдачи гос.экзаменов, проверят и чётко установят уровень подготовки вашего ребёнка по любому предмету экзаменационного перечня. А главное – Родителям можно присутствовать при этом. Придя на пробный урок, вы оцените не менеджера, а именно вашего преподавателя по вашему предмету, почувствуете атмосферу в школе и решите, подходит ли она вам и увидите, нравится ли ребёнку.